НАВЕРХ

Пожарные Кубани в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война — это самое тяжелое и самое жестокое испытание, выпавшее на долю нашей страны. Вместе с тем, это были великие годы, отмеченные беспримерной стойкостью, мужеством советских людей, величайшей проверкой боеспособности частей пожарной охраны.

Немало трудностей выпало на долю пожарных города Краснодара.

Великая Отечественная война внесла значительные изменения в работу всех организаций города и работу пожарной охраны. На второй день войны все пожарные части перешли на казарменное положение согласно имевшегося плана.

50 % личного состава через 10-15 дней ушли в армию, а их место заняли женщины и те, кто был признан негодным к строевой службе. Служба неслась в две смены по суткам.

В начале войны пожарные проводили занятия по обучению вновь прибывших пожарных, проводили занятия на объектах, учреждениях, учебных заведениях по обучению тушения зажигательных бомб и пожаров с помощью имеющихся в наличии средств пожаротушения.

Пожарные города не только тушили сложные пожары, но и выполняли особо важные задания фронта.

Шел 1942 год. Враг рвался на Кавказ, захватив Керченский полуостров. Войска Закавказского фронта остановили дальнейшее продвижение вражеских войск, перешли в наступление, форсировав Керченский пролив морским десантом у Камыш буруна, заняли плацдарм у «7-ми колодезей» в Керчи.

Встал вопрос об обеспечении войск фронта горючими материалами. Для выполнения специального задания, связанного с оказанием практической помощи войскам Крымского фронта по переброске нефтепродуктов, была организована группа работников ОПО города Краснодара Управления НКВД в составе: старшего инспектора товарища Шевченко, инспектора товарища Полякова и бойцов т.т. Мариничева, Гончарова, Егунова и Юрченко.

Ночью в феврале 1942 года группа пожарных была переброшена с Камыш-бурун, где с помощью мотопомп и пожарных рукавов горючее перекачивали из танкера в емкости. Но сразу же возникла трудность: обычные пеньковые рукава пропускали бензин, а прорезиненные быстро выходили из строя-бензин разъедал резину. Тогда пожарные решили пропускать через рукава пресную воду и замораживать рукава, создавая ледяную внутреннюю прослойку. После этого горючее непрерывным потоком отправлялось на фронт.

Но на этом работа не заканчивалась. Группа перебазировалась в Керчь, к резервуарам у завода Войкова, где приступили к очистке резервуаров и восстановлению трубопроводов. Он был проверен, отремонтирован и пущен в действие.

Задание выполнялось в очень трудных зимних неблагоприятных условиях под налетами и обстрелами вражеской авиации.

Выполняя специальное задание, группа работников ОПО, во главе с товарищем Шевченко в течение 24 дней, несмотря на сложность обстановки и трудности в работе, показала образец дисциплины и настойчивости.

В результате исключительного отношения к порученному делу и понимая ответственное значение проводимой работы, задание по перекачке горючего и доставке его войскам было выполнено в срок.

Группа работников ОПО, выполнившая поручение по спецзаданию, получила высокую оценку со стороны командования войсками Крымского фронта.

Летом 1942 года обстановка для нашей страны на фронте серьезно осложнилась. Создав значительный перевес сил на Южном фронте, противник в конце июня начал наступление в сторону Волги и Кавказа.

В начале августа 1942 года немецкие полчища вступили на землю Кубани, враг подходил к Краснодару. Специальные команды начали подготовку к выводу заводов из строя, чтобы враг не смог ими воспользоваться.

По приказу были взорваны Краснодарская ТЭЦ, нефтебаза, нефтехранилища. Возникали огромные пожары, которые начали сильно демаскировать город. Командование фронта приказало ликвидировать очаги пожара, чтобы не допустить видимости для врага. Были брошены все команды города Краснодара на тушение пожаров. Личный состав, бойцы, начсостав работали всю ночь. На 9 августа 1942 года утром около 8 часов поступила команда прекратить тушение пожаров, так как немцы вступили в город и находились у кож. завода.

Команды спешно подготовились к эвакуации и переправке через мост на реке Кубань. Автомашины и вся основная техника были вывезены, врагу не оставили ничего, кроме мокрых рукавов, около 3 тысяч метров, прямо на месте тушения электростанции.

Пожарные команды, переправившись через Кубань, начали организованное отступление в сторону Горячего Ключа и далее к городу Туапсе. На Хадыженских нефтепромыслах находился в это время товарищ Бамбуков, бывший заместитель наркома нефтяной промышленности. Он дал письменное распоряжение-всю основную пожарную технику и личный состав направить в город Баку.

Тяжелые испытания выпали на долю пожарных города Новороссийска. Вражеская авиация сбрасывала на город сотни фугасных и тысячи зажигательных бомб. Особенно интенсивные бои начались в августе 1942 года.

Нет возможности в коротком изложении охватить поистине героическую эпопею Новороссийска, но в этой борьбе есть большая доля самоотверженной работы городской пожарной команды МВПО, которая боролась под руководством энергичного и смелого командира Михаила Григорьевича Романенко и его заместителя товарища Задорожного.

10 августа во время массированного налета на железнодорожный узел загорелся эшелон с боеприпасами и продовольствием, грохот взрывающихся боеприпасов, разлетающихся во все стороны осколки не испугали пожарных. Начальник команды Кузнецов, начальник караула Полозов, командир отделения Варич, бойцы Еремин, Ковальчук и др. подползли к эшелону под свист осколков, отцепили горящий вагон и ликвидировали пожар. Эшелон был спасен.

11 августа самолеты врага обрушили новые бомбовые удары на город. Запылали пакгаузы, склады, железнодорожная станция, воинские эшелоны на путях. В нефтепарке горели два резервуара с мазутом. В огне оказались цех вагоноремонтного завода, теплоход «Калинин» и 800-метровая галерея элеватора, идущая на морскую пристань. В районе нижней станции Новороссийска возникло одновременно около 30 крупных пожаров.

Немало славных страниц в историю пожарной охраны Кубани вписали пожарные города-порта Туапсе.

На Туапсе было совершено 8420 налетов авиации, разорвалось 44 тысячи бомб и снарядов, пожарными было потушено более 270 пожаров.

Руководил пожарной охраной в военное время в Туапсе Александр Константинович Аклеев, впоследствии он был начальником Управления пожарной охраны Краснодарского края.

Большие надежды возлагали гитлеровцы на получение Кубанской нефти. 9 августа 1942 года, в день вступления немецко-фашистских войск в город Краснодар, берлинское радио поспешило объявить о том, что отныне Майкопское «черное золото» на службе германского рейха. Но они просчитались. Кубанские нефтяники в основном эвакуировали, частично взорвали или зарыли в землю оборудование, уничтожили скважины, а сами в большинстве своем ушли в партизанские отряды.

В период оккупации ушла в партизанские отряды и большая группа пожарных.

В районе города Ходыженска действовал партизанский куст. В него входило пять отрядов. Только в двух из них-отрядах имени Щорса и имени Кирова было около 90 работников пожарной охраны. Пожарные Григорьев, Касумян, Макоедов стали командирами взводов или, как их называли, оперативных групп. Ковшаров, Березуцкий прославились, как отважные разведчики. Из бывших начальников караулов, ствольщиков, шоферов получились отличные командиры отделений, пулеметчики, снайперы и связные.

Бывший командир партизанского отряда Павел Иванович Колесников свидетельствует:       » Можно смело сказать, что бойцы и командиры пожарной охраны, смелые и ловкие, знающие счет секундам, нередко составляли боевое ядро оперативных групп. Нередко именно им доверялось выполнение самых трудных и ответственных заданий.»

О действиях партизанского отряда им. Кирова неоднократно сообщалось в сводках Совинформбюро, что говорит о том, насколько важными для фронта были их подвиги.

В поселке Нефтегорском есть братская могила партизан Кубани, где на мраморной доске обелиска есть и имена пожарных: Н.К. Григорьев, Д.И.Лобанов, Я.М. Сушко, М.Ф. Уханев. Они сражались в отряде имени Щорса. На счету отряда не мало славных дел. Но солдаты, лица которых перед нами, погибли во время войны.

Помощник начальника школы младшего командного состава пожарной охраны в городе Новороссийске П.В. Ялугин прошел по дорогам войны через Крым, Сталинград, Курскую дугу, форсировал Днепр, освобождал Варшаву, сражался на ближайших подступах к Берлину. За отвагу и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками, бесстрашный пожарный удостоен звания Героя Советского Союза.

Шофером пожарной охраны на нефтебазе в г. Новороссийске начинал свой трудовой путь Е.Я. Савицкий. По комсомольской путевке в 1930 году молодой пожарный пошел в военное летное училище и стал летчиком-истребителем. Летчики-истребители-люди особого склада. В отличие от других летных профессий, также трудных и опасных, они специально предназначены для того, чтобы искать бой. В год Великой Отечественной войны в среде летчиков-истребителей особым ореолом были окружены самые смелые. Савицкий, безусловно, принадлежал к таким. Когда он поднимался в воздух, фашистские пилоты в панике кричали по радио:»Ахтунг,ахтунг! Дракон!» «Дракон»-это были позывные Савицкого, хорошо известные врагу, наводившие на него ужас.

К 65-годам маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий один налетал 12 тысяч часов.

Прославленный воин не забыл свою службу в пожарной охране. В письме к начальнику Управления пожарной охраны Краснодарского края он пишет: «За годы Великой Отечественной войны и послевоенный период я стал военноначальником — маршалом авиации. И в этом большая заслуга пожарной команды нефтебазы, где я начинал свой трудовой путь».

С наступлением Советских вооруженных сил подразделения пожарной охраны вступали в города Кубани одновременно с армейскими войсковыми частями, спасая от уничтожения огнем важнейшие объекты народного хозяйства. Так было в городах Краснодаре, Новороссийске, Майкопе, Армавире, Тихорецке и др.

Ваш отзыв