НАВЕРХ

История пожарной охраны Кубани.

А  как же создавалась пожарная охрана на Кубани?

Кавказ с его природными богатствами и выгодным географическим положением всегда вызывал повышенный интерес России и западно-европейских держав.

Укрепляя Российское государство, Петр I в 1711 году начал длительную борьбу с Турцией за овладение черноморскими и приазовскими землями. Война продолжалась долгие десятилетия. И лишь в царствование Екатерины II по Кючук — Кайнарджийскому мирному договору 1774 года к России отошли земли по правобережью реки Кубани.

Для укрепления южной границы 16 января 1778 года на Кубань в редут Копыл прибыл А.В. Суворов. За небольшой период под его руководством по правому берегу Кубани были построены 5 крупных крепостей и 20 редутов.

16 января 1792 года Главнокомандующий войсками на Кавказе и по Кубани генерал-аншеф И.В. Гудович представил Екатерине II проект устройства Кавказской линии, в котором предлагалось строительство новых крепостей и поселений. Так уж исторически сложилось, что государственные интересы России совпадали с чаяниями Черноморского казачьего войска.

29 февраля 1792 года в Санкт-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым с просьбой о разрешении переселиться на земли Кубани. Екатерина дарует казакам эти земли.

Получив грамоту о пожаловании, кошевой атаман Захарий Чепига отправляет из-за Буга на Тамань отряд черноморцев численностью 3 847 человек.

25 августа 1792 года флотилия из 50 лодок и 1 яхты под руководством войскового полковника Саввы Белого пришвартовалась у берега станицы Тамань.

Сам же Чепига с войсковым штабом, обозами и семьями казаков, тремя конными и двумя пешими полками (более 2000 человек) достиг реки Кубани 19 мая 1793 года. Остальных казаков таким же путем привел на пожалованные земли войсковой судья Антон Головатый в конце мая, начале июня 1793 года.

И решили черноморские казаки воздвигнуть здесь главный город в честь великой Государыни Императрицы Екатерина Алексеевны, построить в нем войсковое правительство и 40 куреней…

Так и развивался войсковой град Екатеринодар.

Об организации пожарной охраны речи тогда и не шло. Все силы направляли на строительство города. Первоначально это были землянки, турлучные хатки-мазанки, крытые камышом, соломой. Достаточно было одной искры, чтобы все это превратилось в море огня.

Когда 28 февраля 1795 года выгорела одна из казацких землянок, выяснилось, что для тушения пожаров: «… не имеется во всем городе никаких средств яко водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного».

Тогда 3 марта 1795 года Войсковое Правительство Екатеринодара издает распоряжение — завести в каждом курене по одной бочке с водой на телегах «ко утушению пожара всегда готовых», а для изготовления пожарных инструментов собрать со всех городских жителей с «имущественных» по 20, а «неимущественных» по 10 копеек денег.

Эта дата, 3 марта 1795 года, считается Днем учреждения пожарной охраны в Екатеринодаре, но организованной и оснащенной в то время она еще не была.

21 мая 1802 года по распоряжению атамана черноморского казачьего войска в составе полицейской экспедиции выделяется команда из 30 человек казаков для несения в городе караульно-пожарной службы. Но обозы и пожарного инвентаря казакам-пожарным предоставлено не было.

26 апреля 1824 года войсковая канцелярия распорядилась об учреждении в каждом населенном пункте «бочек с водою, крючьев, щитов, багров, топоров и др. принадлежностей, чтобы без малейшего промедления бороться с огнем».

Распоряжение было выполнено 17/30 мая 1825 года. Эта  дата считается моментом создания в г. Екатеринодаре  Пожарной Команды, как военизированной единицы. Команда из 48 человек получила первый пожарный инвентарь. Из технических средств доставки личного состава к месту бедствия и подачи воды на тушение пожара имелись 4 сороковедерные бочки, 4 пожарные трубы. Из тягловой силы — 18 лошадей.

Нахождение команды  в ведении полицейской экспедиции мешало выполнению непосредственно поставленных задач по тушению пожаров. Поэтому 11 марта 1835 года Войсковой канцелярией издается приказ об изъятии пожарной команды из ведения полицейской экспедиции и передаче ее в непосредственное ведение войсковой канцелярии.

Команде отводится целый квартал на углу Красной и Екатерининской (ныне ул. Мира), где и располагался пожарный двор. В  1843 году в центре  пожарного двора строят деревянную башню-каланчу,  рядом караульное помещение, склады, конюшни и другие хозяйственные  постройки, а также квартиры пожарных. Расположение пожарного двора в центре города позволяло осуществлять наблюдение за городом.

В то время в городе преобладали одноэтажные здания, за некоторым исключением 2-х и 3-х этажные.  Дома располагались так близко друг к  другу, что можно было пройти  прямо по крышам из одной части квартала в другую, не спускаясь на  землю.  Поэтому возникший пожар мог сразу охватить огромную территорию.   Дозорный определял пожар «по зареву». Плохие дороги, долгий сбор пожарного обоза в течении 30-40 минут приводили к тому, что когда пожарные приезжали — строения практически догорали. Основной задачей пожарных было прекратить  дальнейшее распространение огня, спасти людей,  оставшееся имущество.

На тушение пожаров выезжали пожарные обозы — впереди ехал вестовой с трубой, выполнявшей функцию сегодняшней сирены, и факелом в ночное время суток. Следом за ним   багровый ход (от слова багор) — телега, на которой располагались 10-12 пожарных и первичный пожарный инвентарь —  багры, топоры, лопаты, крючья и т.д.  Затем  трубный ход (от слова труба, раньше насосы называли водоливными трубами) — телега с пожарными насосами. Далее следовали бочечные ходы – бочки с водой на телегах. В каждой бочке было не более 250 литров воды  для начального тушения  пожара.

В это время  впервые вводится должность «начальника пожарной команды».

17 февраля 1879 года городской Думой был одобрен проект «Положения об общественных пожарных команде и обозе г. Екатеринодара». Он разрешил «учредить в г. Екатеринодаре, взамен существующей пожарной команды при городской полиции, общественную пожарную команду», которая стала называться Екатеринодарские городские общественные пожарные Команда и обоз. В течение 1879 года все казаки постепенно были заменены 20 вольнонаемными служителями.

Вводиться должность брандмейстера, как главного распорядителя на пожарах. Городская управа приглашает из Харьковской пожарной команды «отставного фельдфебеля» Антона Михайловича Буя и назначает его брандмейстером Екатеринодарской городской пожарной Команды («бранд» — немецкое «пожар»). В этой должности он пробыл с сентября 1879 года по июль 1904 года.

С 1879 и по 1882 год происходит коренная ломка всей существующей пожарной организации:

— смена системы внутренней организации (военной на гражданскую — городскую общественную);

— смена ведомств: военно — полицейского на общественное городское управление;

— смена военных пожарных — казаков на вольнонаемных пожарных служителей.

«Рождается» общественная городская пожарная Команда с сокращенным штатом в 21 человек. Строятся новые здания, новый обоз, пополняется техническое оборудование, покупаются лошади, делается сбруя, и Команда возрождается.

В 1895 году на месте деревянной башни каланчи, угрожавшей разрушением, строится водонапорная башня, выполнявшая роль каланчи и снабжавшая город водой. Устройство водопровода облегчило тушение пожаров. В случае необходимости, можно было подключиться и к гидранту и пользоваться водой без ограничения.

Важнейшее условие успешного тушения — это быстрое прибытие пожарной команды на пожар. Появление телефонной связи в Екатеринодаре в 1882 году явилось важным шагом в деле пожаротушения. Первая телефонная линия Екатеринодара соединила штаб Кубанского казачьего войска с квартирой наказного атамана. Она имела протяженность в 1 версту 14 саженей. Спустя 3 года было уже два коммутатора на 189 телефонов, что обеспечило более оперативное извещение пожарных частей о возникновении возгорания.

В 1906-1918 годы брандмейстером пожарной команды г. Екатеринодара являлся Клочан Григорий Данилович, который внес большой вклад в развитие пожарного дела на Кубани.

Григорий Данилович прошел путь от младшего пожарного с 1893 г. до начальника пожарной команды. Добросовестность, светлая голова и умелые руки молодого новичка вскоре были замечены. Из числа нескольких кандидатов Г. Клочан в 1903 году был направлен в Москву и Одессу для изучения и принятия опыта по организации пожарного дела.

Под его руководством прошла реорганизация пожарной команды, укрепление материально-технической базы:

·        построена учебная башня;

·        введено форменное оборудование;

·        усовершенствована дышловая запряжка лошадей, что ускорило выезд команды до 3-5 минут;

·        введены рессорные хода;

·        установлен единообразный размер рукавов;

·        приобретено двойное разветвление;

·        появились спасательные пояса с карабинами и топорами, шведская и штурмовые лестницы, спасательный аппарат Кенига, четырехколенная 33-аршинная механическая лестница, заменены винтовые соединения скоросмыкающимися «Рот»;

·        приобретены две пожарные трубы на заводе Густава Листа и один насос «Челендж»;

·        положено начало частичного введения трубно-бочечных ходов постройкой первого такого хода.

Оценивая подвижнический труд признанного огнеборца и отмечая мужество и отвагу, в дипломе Екатеринодарского Городского Головы от 18 июля 1907 года за № 12581 брандмейстера Городской Пожарной команды Г.Д. Клочана сказано: «Препровождая при этом серебряную медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте, Всемилостивейше пожалованную Вам 28 апреля текущего года, поздравляю Вас с Высочайшей милостью».

В 1911 году в городе Екатеринодаре произошло всего лишь 90 пожаров. Газеты того времени приписывали этот факт » хорошей постановке пожарного обоза».

8 октября 1913 года за отличную работу и полезную службу в должности брандмейстера Городской Пожарной команды Г.Д. Клочан был удостоен Золотой медали «За усердие» для ношения на груди на Аннинской ленте.

Пожарное дело продолжало свое развитие. Но большой урон приносит гражданская война. Совершалось большое количество поджогов, приходилось тушить пожары под пулями врага. Не хватало кадров пожарных специалистов, в пожарную охрану направлялись коммунисты и комсомольцы, создавались курсы по подготовке пожарных специалистов.

В трудных условиях  войны происходило становление советской пожарной охраны.

Днем ее создания принято считать 17 апреля 1918 года, когда в целях ограждения народного достояния от пожарных бедствий Декретом Совета Народных Комиссаров был учрежден Пожарный совет и В.И.Лениным был подписан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем».     Пожарный совет состоял из 23 членов — представителей советских органов власти, ведомств и различных  общественных организаций. Главная цель совета состояла в том, чтобы проводить единую политику в обеспечении пожарной безопасности в стране.

В марте 1920 года Красная Армия освободила Кубань от белых полчищ. Пожарная команда города Екатеринодара в то время состояла из трех частей: главной, второй и четвертой. Третья пожарная часть самоликвидировалась в 1918 году: пожарные, забрав лошадей ушли из города с отрядами красных. Убегая из города, белогвардейцы разграбили пожарный обоз, угнали лошадей (из 55 осталось  4), пожарные здания оставили в разрушенном состоянии.

С 19 июля 1920 года Городскую Пожарную Команду начинает возглавлять воентехник 2-го ранга Александр  Александрович  Борчевский.

7 декабря 1920 года, когда Постановлением Наркомата Внутренних дел город Екатеринодар был переименован в Краснодар, Борчевский становится брандмайором Краснодарской Городской Пожарной Команды. Ему в наследство от предыдущей власти и от войны остались ветхие, полуразрушенные, непригодные для пожарных целей здания. Конский состав состоял из 3-х лошадей и нескольких разбитых бочечных ходов. Личный состав нес службу в одну смену, имея 1-2 выходных дня в месяц. Трудные условия, в которых находились пожарные, вызывают прогулы, пьянство, ругань…

Особенно остро стал вопрос обеспечения зданиями  для Главной и 4-й частей.

3 июня 1921 года за Главной частью закрепляют  здание на пересечении улиц Красной и Пролетарской (Мира), которое  к 20 февраля 1922 года, т. е.за 8,5 месяцев, перестраивается под пожарное депо. Ситуация усложнялась тем, что стали поступать доносы: «Пожарная команда ломает одно из лучших зданий города». Пожарные выдержали 21 комиссию, посетившую строительство по доносам. Однако, переустройство здания дало неожиданно самые положительные результаты. Нижний этаж был приспособлен под дежурное помещение, телефонную комнату и теплые гаражи, трубную и конюшню, в результате чего выезд стал измеряться не минутами, а секундами. Второй этаж был приспособлен под квартиры, всего на 38 семей.

Годы гражданской войны резко увеличили количество пожаров, достигших своего апогея в период 1920-1921 годов. Были моменты, когда  в городе одновременно возникало  по 3-4 пожара, и выпадали сутки по 7-11 пожаров.  В декабре  1920 года  произошло  45 пожаров.

Огромного усилия  и напряжения  от  личного состава  требовало  тушение крупных пожаров на вокзале  Северо-Кавказской  железной дороги, в здании  облпартшколы, в складе  кубсельпрома и других. Однако, Краснодар  уцелел от пожаров и разрухи.

Таким образом,  если в 1920 году Краснодарская пожарная команда  представляла  собой слабую организацию,  где все пришло в ветхость, требовало ремонта, коренной реорганизации, то к 1925 году, за 5 лет Советской власти,  Краснодарская команда  не только восстановилась до размеров  довоенных, но и  в несколько  раз улучшилась во всех отношениях, став в числе первых  в РСФСР.

Еще в мае 1921 года Постановлением Кубчероблисполкомаи Кубчероблсовпрофа занесены на Красную Доску имена  Борчевского А.А., Ситникова Ф.М., Жаврова И.К.   А 7 ноября  1922 года  Краснодарская Городская Пожарная Команда  занесена на Красную Доску в целом как организация. Званиями «Красных героев труда »  и ценными подарками награждены Борчевский А.А., Ситников Ф.М., Жавов И.К., Миронова А.К., Микоткин С.М., Клочан Г.Д., Петров С.М. В 1924 году этого же звания удостоены Кузнецов В.Т., Яковченко С.А., а в 1925 году еще 21 сотрудник награжден грамотами.

Неоднократно Команде вручались переходящие  Красные Знамена  Азово-Черноморского  крайисполкома.

Дважды, в 1923, в 1928 годах, по представлению Народного Комиссариата внутренних дел за успехи в работе и проявленную самоотверженность в борьбе с пожарами Краснодарская Пожарная Команда была занесена на Красную Доску пожарных организаций РСФСР . Так, например в 1923 году в грамоте отмечалось, что команда была занесена на Красную Доску за проявленные всеми ее рабочими и служащими большие успехи  не только по сохранению имущества и боеспособности команды в тяжелые годы начала строительства первой в мире Социалистической Республики, но и в улучшении как технических средств команды, так и боевых качеств личного состава.

Среди многочисленных достижений нужно сказать о том, что активно ведется набор и подготовка кадров, растет  число пожарных команд — с 3-х до четырех. В 1923-1924 годах организована новая пожарная часть № 3 на Покровке, бедняцком районе, заселенном рабочими, хлеборобами, который был признан опасным в пожарном отношении. Присвоено ей было название «Первомайской части». Строятся либо переоборудуются руками самих пожарных в кратчайшие сроки , за 7- 8 месяцев ,  здания пожарных депо.

26 марта 1925 года Кубок райисполкома возбудил ходатайства через крайисполкомы перед ВЦИК о награждении  коллектива Краснодарской Городской Пожарной Команды высшей правительственной наградой того времени — орденом «Трудовое Красное Знамя».  Ходатайство поддержали краевой и центральный советские органы.

6 июня 1925 года  Президиум  Всероссийского  Центрального Исполнительного  Комитета  постановил: » Наградить Краснодарскую пожарную команду  и брандмайора  тов. Борчевского А.А.  орденом «Трудовое Красное Знамя» за особо выдающиеся заслуги  на трудовом фронте  перед Республикой».  А 7 ноября 1925 года в день 8-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции , на торжественном заседании  награды были вручены. Это было первое награждение в Краснодаре как организации, так и отдельного лица. Вручение ордена состоялось на торжественном собрании в Зимнем театре.

Всего  5 пожарных команд СССР имеют высокие правительственные награды : Московская, Борисоглебская, Ленинградская, Тбилисская и Краснодарская.

31 мая 1925 года, в здании Красной части , где  сейчас  располагается ГУ МЧС России по Краснодарскому краю,   была открыта временная пожарная выставка.  За   7 дней ее посетило 3,5 тысячи человек. В последствии экспонаты этой выставки явились фундаментом создания городского пожарного музея, открытого в 1932 году, создателем и руководителем  которого  стал работник пожарной охраны  Аркадий Николаевич Молчанов. Но, к сожалению, в годы  Великой Отечественной войны экспонаты музея были безвозвратно утрачены.

Награждению орденом  во многом  способствовала работа по созданию  пожарной техники и оборудования, развитие соцсоревнования.

Оставшийся после гражданской войны  конный состав в количестве 3-х лошадей  был пополнен  и доведен до  30 лошадей за счет покупки, изъятия из учреждений и получения от войсковых частей брака. Дальнейших надежд на увеличение конского обоза не было, поэтому  важным шагом вперед был переход с конной тяги на автомобили.

С этой целью создаются первые Краснодарские мастерские, в которых опять же самими пожарными из старых автомобилей собираются и оборудуются первые пожарные машины. Удалось получить 5 автомобилей: «Петро-Арроу» -2 т, «Фиат» — 1,5 т, «Уайт» — 3 т, «Поккард» – 2 т, «Поккард» -3 т и одну легковую автомашину «Форд». Три машины были наскоро приспособлены к выезду на пожары путем установки на них железных бочек, пожарного инвентаря, а две другие были переданы в Майкоп и Ейск. Позднее по лицензиям были получены немецкие автомашины Мерседес-Бенц, которые также  переоборудуются  своими силами. К 1922 году Центральная часть была полностью автомобилизирована. Кроме того, конструируется , строится и с успехом проходит испытания автомобильная пожарная выдвижная лестница, автоцистерна. В 1925 году в боевом расчете  Команды было уже 10 пожарных автомобилей и легковой автомобиль-выезд брандмайора.

Однако заниматься одними машинами было недостаточно. Перед мастерскими вставала задача — перейти к созданию пожарного оборудования. Это несколько изменило и расширило профиль мастерских. Они приступили к изготовлению трубно-бочечных ходов, выдвижных лестниц, лестниц-палок, стволов-распылителей, гидропультов, шанцевого инструмента. Сначала продукция мастерских распространялась по Краснодарскому краю, а потом и в других областях страны появилось  оборудование и инструмент с металлической табличкой, на которой стояла надпись «Краснодаржарпром».

С первой половины 20-х годов мастерские  начали изготовление противопожарного оборудования для добровольных пожарных дружин, широко развернувших свою деятельность на Кубани. Оборудование приобреталось  не только городами  и районами  нашего края. Марка Краснодарских пожарных мастерских  была известна во многих городах России.  К середине 30-х годов пожарные мастерские превратились в солидное предприятие, насчитывающее около 300 рабочих, и было решено передать их Наркомату легкой промышленности в качестве Всесоюзного завода противопожарного оборудования. В последствии мастерские стали именоваться «Заводом по производству пожарного оборудования». Вместе с тем, Краснодарская пожарная охрана для своих нужд организовала новые мастерские, которые стали своего рода экспериментальной базой завода.

По истечении нескольких лет продукция краснодарских «умельцев» была известна по всей стране. В 1939 г. построенную на заводе закрытую автоцистерну отправили на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. На ВДНХ «соперничали» 3 автоцистерны — Москвы, Ленинграда и Краснодара. После тщательных испытаний комиссия присудила первое место Краснодарской автоцистерне. Автомобиль, представленный на ВДНХ, был рекомендован в серийное производство.

Одновременно получает начало социалистическое соревнование среди подразделений пожарной охраны края. Организуются курсы по подготовке пожарных специалистов для городов и сел. Создаются пожарные команды в городах и станицах края, на предприятиях: в Кропоткине, заводе «Саломас», в станице Павловской, городе Ейск, станице Брюховецкой.

Социалистическое соревнование ведется и среди подразделений пожарной охраны нефтяных промыслов, растянувшиеся полосой от района Майкопа до берега Черного моря, которые годы революции и гражданской войны были приведены в упадок. Восстановительные работы были затруднены из-за недостатка квалифицированных специалистов и необходимого оборудования.

Ваш отзыв